Сегодня бизнес, особенно проекты, рассчитанные на массовую аудиторию становятся все более зависимы от интернета. Зависимость эта бывает различного свойства. Первый вариант, это компании, вся деятельность которых связана с глобальной сетью и коммуникациями, так называемые онлайн-фирмы. К ним можно отнести: интернет-магазины, разработчиков сайтов, компании занимающиеся оптимизацией и продвижением ресурсов, различные развлекательные и просветительские организации (СМИ, досуг, азартные игры и прочие). Второй – компании с более традиционной формой организации, но также «подсевшие» на интернет. Зависимость первой категории можно назвать абсолютной. Немногие из них организовали оффлайн-представительства и имеют отличные от основного виды деятельности.
Вторые находятся на стадии развития заболевания. Определенная часть бюджета выделяется на интернет-рекламу, какой-то процент клиентов приходит из всемирной сети, коммуникация, поиск информации…
Что это значит? Критическая ситуация – нет интернета. Вчера был, сегодня нет. Вместе с ним нет 95% компаний, первой категории. Остальные впадают в критическое состояние и, возможно, парочка из них затем всплывает благодаря налаженным связям, грамотному руководству и немалым оборотным средствам. Компании второго рода, ненадолго опечалившись из-за сокращения прибыли, продолжают свою деятельность.
Подобная картина – страшный сон руководителей современных бизнес-проектов. Тем не менее, в реальной жизни не исключены моменты, заставляющие понервничать.
Интернет – это все-таки глобальный источник информации, средство для ее распространения и получения. Поэтому основными действующими лицами являются поисковые системы. Среди отечественных поисковиков наиболее известными являются Yandex, Rambler, Mail.ru и Google.ru.
За 9 лет существования Яндекс.ru занял лидирующие позиции среди русскоязычных поисковых систем. В поисковой базе находится более миллиарда страниц. Но много – не всегда хорошо. Определенный процент этой цифры приходится на абсолютно ненужные для посетителя страницы, так называемый, поисковый спам. Очевидно, что даже небольшая часть от 1000000000 это очень много. Вот и получается, что вместе с информативными результатами поиска выдается очень много «пустого» материала.
Откуда появляются подобные страницы. Данное явление образовалось с ростом популярности интернета в конце 20 века. Количество сайтов увеличивалось, и вместе с тем зарождался новый рынок услуг.
Стало проще создать интернет-страницу для своей компании – появились студии web-design’a. Рекламные агентства предложили новый вид маркетинговой коммуникации. Закономерный рост рынка привел к его насыщению и формированию жесткой конкуренции.
Появилась необходимость непросто создавать сайты, а предпринимать меры для увеличения их популярности. ТОП-10 в результате поиска стал целью многих крупных компаний. Именно их сайт должен посетить человек, высказавший интерес в определенной сфере. Спрос, как известно, рождает предложение. И предложений появилось множество.
Белые, серые, черные оптимизаторы, дорвеи, ссылочный обмен, раскрутка… Рынок услуг по раскрутке сайтов был моментально поделен. Каждый находил своего клиента. Причем, изначально претендентов на реализацию лозунга – больший эффект за меньшие деньги – было очень и очень много. Компании не горели желанием дорого платить за сомнительный, в то время, эффект от рекламы в интернете. Роботы поисковых машин также не отличались особой «сообразительностью». Именно тогда зародились все способы продвижения, это было время черной раскрутки.
Закономерное развитие привело к появлению нового вида продвижения – поисковой оптимизации и продвижению, Search Engines Optimization – SEO. Эти методы стали именоваться белыми способами продвижения сайтов. Для потребителя это выразилось в значительном увеличении стоимости услуг. Подобные комплексные услуги подразумевают анализ всего материала сайта, его переработку и оптимизацию и лишь затем продвижение в поисковых системах. Сроки реализации проекта также увеличились.
Но положительных моментов все-таки стало больше. Самый главный из них – это увеличение конверсии (превращение посетителей в клиентов), за счет притока на сайт целевых посетителей. При черной раскрутке количество посещений увеличивалось за счет случайных заходов со страниц поиска, которые и были целью такого продвижения. Нормальные средства продвижения предполагают увеличение интереса к сайту только среди целевой аудитории. Специально для нее разрабатываются меры, направленные на улучшение восприятия информации, удобства использования ресурса.
Существует и промежуточное звено оптимизаторов – серые специалисты. Их методы работы стоят на грани белых и черных. Их задача добиться определенного эффекта как можно меньшими усилиями. Но не стоит забывать, что борьба с сайтами, заподозренными в нелегальной раскрутке, довольно проста, они просто удаляются из поисковых баз.
Одним из ключевых факторов влияющих на позиции в странице результатов поиска является показатель количества внешних ссылок. Для того чтобы добиться этого положительного эффекта и его поддерживать, необходимо постоянно увеличивать число внешних ссылок на ресурс. Дорвеи и подобные страницы содержат ссылки на необходимые страницы, которые, как правило, не сопровождаются никакой разумной информацией. Такие сайты создаются тысячами, буквально за несколько секунд, при помощи специального программного обеспечения.
Развитие интернета и увеличение его объема делало все более очевидной необходимость борьбы с различным мусором в сети. Поисковые ответы систем разделились на две части: по низкочастотным запросам в верхних строках чаще попадаются различные дорвеи и ссылкопомойки, по высокочастотникам вероятность встретить в ТОП-10 нормальные, адекватные восприятию сайты намного больше.
Бизнес по продаже ссылок со стартовых страниц приобрел огромную популярность. Причем продажа производится как с качественных и информативных сайтов, так и с «пустых» страниц, создающихся специально для подобных целей. На стартовых страницах начали размещать целые фермы ссылок, что превращало этот вид продвижения в обычную накрутку.
Требовались очередные изменения в алгоритме поиска, важнейшим моментом которых должен был стать вопрос ссылочного влияния.
Конец лета – начало осени ознаменовало событие, вызвавшее бурю негодования среди многих «специалистов» по продвижению. В алгоритм ранжирования страниц Яндекса были внесены изменения, значительно понижающие вес ссылок с форумов, линкаторов, дорвеев и прочих подобных ресурсов.
Полностью избавиться от страниц подобного толка очень сложно. Да и необходимость такой широкомасштабной зачистки, в результате которой армия дорвеестроителей потеряет работу или сменит специализацию, не очевидна.
Последняя «акция» Яндекса показала, что поисковые системы научились бороться с этим явлением. Не уничтожая их полностью, стараются значительно снизить их уровень, пока не будет придуман способ обхода новой защиты. Затем очередные изменения в алгоритме. Совершенствуя свои технологии, все обеспечены работой: и оптимизаторы, и раскрутчики, и программисты.
С введением нового алгоритма ранжирования вместе с дорвеями пострадали и обычные сайты. Многие из них перестали получать трафик с поисковых систем в привычном размере. Больше всего «досталось» сайтам средств массовой информации. Основным источником ссылок для них были форумы и блоги, на которые были наложены фильтры нового алгоритма. На некоторых сайтах относительное число переходов упало в пять-шесть раз.
В значительной мере пострадали также сайты, на которых размещались каталоги ссылок, предназначенные для обмена. Ссылки на такие сайты стали фильтроваться, зачастую в обе стороны.
По словам технического директора компании «Яндекс» Ильи Сегаловича, приоритет компании номер один – это качественная выдача поиска. Для достижения этой цели будут разрабатываться и применяться новые средства борьбы со спамом в сети.
Детали подобных изменений держатся в строжайшем секрете, чтобы не допустить внеочередного всплеска ссылочного спама.
Владельцев сайтов и специалистов по продвижению сейчас волнует один вопрос: как можно быстро восстановить позиции сайта и остановить падение доходов, вызванное этими изменениями.
Найти выход можно из любой, даже очень критической ситуации. Для этого необходимы решительные действия.
Итак, выход №1. Он очевиден. Необходимо организовать покупку ссылок на сайтах, которые не подверглись влиянию новых фильтров. Такое сотрудничество поможет увеличить количество весомых внешних ссылок, а, следовательно, и восстановить позиции в поиске. Но как определить, попал ли сайт под фильтры Яндекса, какова его «чистота»?
Отследить подобные моменты можно при помощи новой версии программы Partner Links 3.0 компании NetPromoter либо модуля «Управление ссылками» программы Page Promoter 7.4. Поиск партнеров можно произвести, учитывая все необходимые условия: ключевые слова, ссылки на сайты, внешние ссылки и так далее.
Таким образом, можно отследить все параметры, которые позволяют конкурентам или сайтам схожей тематики сохранять позиции в листе поиска. Какие технологии применены в ссылках, какие страницы работают и лучше всего индексируются. Как подобрать оптимальные параметры под интересующие вас запросы. Partner Links 3.0 позволяет изучить статус всех страниц сайта, проверить работоспособность ссылок, и самое главное – производить автоматический поиск любых ссылок.
Как использовать подобную информацию, это уже личное дело каждого. Можно организовать подобную структуру на своем ресурсе, использовать только ключевые моменты или договориться о продаже ссылок.
Выход №2. Организация кольцевых схем обмена ссылками – тематических вебрингов. Применение данной технологии поможет сэкономить бюджет, исключив из него покупку дорогих ссылок. Также не исключена возможность создания безответных ссылок на весомых страницах. Удобный поиск, отслеживание и управление такими кольцами ссылок реализовано в новой версии Partner Links 3.0.
Каким ресурсам предложить принять участие в организации подобных схем? Вышеназванная функция поиска партнеров с возможностью извлечения контактных данных владельца домена дает обоснованный ответ на этот вопрос. По каждой найденной странице мы можем получить информацию о том, проиндексирована ли она основными поисковиками. Ссылки оцениваются по параметрам тИЦ Яндекса и Page Rank Google, а также проверяются на наличие в крупнейших каталогах Яндекс, Yahoo WebRank, Dmoz.
Все партнерские ссылки могут быть отсортированы по трем категориям:
ссылки, которые уже ссылаются на Вас,
неработающие ссылки,
находящиеся в процессе обработки.
В любой момент можно проверить работоспособность вебринга и, при необходимости, произвести поиск сайтов, которые выпали из общей круговой последовательности, то есть либо пропали ссылки, размещенные на данных сайтах, либо пропали сами сайты.
Описанные выше ситуации и проблемы касаются не только российского рынка сетевой рекламы, но также и всего интернет-пространства. Не случайно к разработке Partner Links компания NetPromoter привлекла одного из лидеров в области разработки программного обеспечения для управления ссылками Link-Assistant.Com, которая на сегодняшний момент работает исключительно на западном рынке.
Какой можно сделать вывод из сложившейся ситуации. Для того чтобы иметь успешный бизнес в современных условиях, название которым сложно придумать, возможно, это развивающийся капитализм, а может и еще какое-то явление, необходимо обладать навыками и возможностями принятия быстрых и оперативных решений. Кто-то создает специальные службы, которые отвечают за развитие и координацию всех новаций в компании, кто-то пишет солидную цифру в строке «развитие» корпоративного бюджета. Только постоянное движение вперед может гарантировать победу в конкурентной борьбе и достойное противостояние возникающим трудностям.